Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Изучение творчества А.И. Куприна в 11 классе
на примере рассказа "Гамбринус"

Яблокова Наталия Леонидовна
 
Человека можно искалечить,
но искусство всё претерпит, всё победит

 
Термины : рассказ, очерк, повесть, рассказ-очерк, предметная деталь, эпизод, позиция автора, речевая характеристика героя.
История создания рассказа. Рассказ «Гамбринус» был написан в 1907 году. Это рассказ-очерк.Здесь очерковая точность описаний соединяется с художественным вымыслом. Писатель стремится придать произведению характер истории, случившейся в действительности.
 
Существовавший в Одессе кабачок «Гамбринус» привлёк Куприна пёстрым составом своих посетителей: портовых рабочих,  рыбаков, моряков, контрабандистов.  Кипучей натуре писателя была близка по духу среда людей, чья жизнь резко выходила за рамки  мещанского уклада жизни. Автор не указывает точно место действия, но пивная изображена достаточно детально.
Были ли вы правы  в своих суждениях о жанре произведения?
2.Обратите внимание на эпиграф нашего урока, подумайте, какова тема рассказа .
Легко догадаться по эпиграфу урока, что главная тема произведения – тема искусства. Это тема стала оной из главных тем  русской литературы после 1825 года, в эпоху, последовавшую сразу после разгрома декабристского восстания . Быстро созревший романтизм буквально приковал внимание к проблеме искусства. Романтики той эпохи ставили искусство выше политики, науки, философии, морали ,а иногда и религии, традиционно занимавшей на  ценностной шкале  человеческого сознания самую верхнюю ступень. Искусство было признано силой, способной открыть человечеству путь к высшей истине, стать главным источником человеческих идеалов и реально преобразить  самого человека  и весь окружающий мир.
3. Образ Сашки. Аналитическая беседа.
1. Найдите описание внешности Сашки.
2.  Какую музыку и на каком инструменте играл Сашка?
3.  Почему мадам Иванова всегда просила сыграть Сашку что-нибудь своё?
4.  За что посетители кабачка любят Сашку?
5. Как Сашка относится  к посетителям кабачка?
6. Почему Сашка с собой всегда приводил Белочку?
7.   Меняется ли кабачок после ухода Сашки на фронт?
8.  Как воспринимают посетители «Гамбринуса» возвращение Сашки через два года?
9. Почему котельщик хранил и не пропил скрипку?
10. Как понять выражение « небоязнь боязни», которое автор выделяет курсивом и которым  объясняет поведение Сашки во время  погрома?
11. Почему замахнувшегося на Сашку погромщика  останавливают?
12. Почему каменщик убивает  Белочку?
13. Почему Сашка ведёт себя с сыщиками независимо?
14. Почему опытные люди беспокоятся о судьбе Сашки меньше, чем в первый раз и забывают его быстрее?
15. Как воспринимают в кабачке возвращение Сашки с перебитой рукой?
4.Определяем проблему и идею произведения. Как они показаны у Куприна?
Испытав унижения, опасности фронта, тяготы японского плена, ужас погрома, издевательства охранки, Сашка сохранил в себе Человека. Куприн отвечает на вопрос о том. Какую роль в жизни человека играет искусство, рисуя взаимоотношения посетителей кабачка и Сашки. Мелодии Сашки позволяют проявить завсегдатаям пивной лучшие качества души. Они любят Сашку за то, что он такой же бедняк, как и они, но является при этом сильной личностью, обладает душой (скрипка-душа),  способностью сострадать, чувствовать. Его талант- дар Божий. Искусство бессмертно, как душа народа. Сашка , его музыка воплощают , воспитывают и возрождают светлую сторону народной души. Сашкино искусство бессмертно.
Потеряв единственное близкое ему существо – собачку Белочку, с искалеченной рукой, худой и бледный , с гримасничающим лицом и кроткими глазами. Он сохраняет своё искусство, человеческое достоинство и душу. Он снова в «Гамбринусе», он снова играет для людей. Музыка, как душа народа, бессмертна  (звучит скрипичная мелодия).
Здесь можно акцентировать внимание на такой детали, как скрипка. Почему скрипка? Можно вспомнить произведения, в которых встречается образ скрипки, и сопоставить с рассказом Куприна. Например:
  1. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери»;
  2. А.П.Чехов. «Скрипка Ротшильда»;
  3. В.Маяковский. «Скрипка и немножко нервно».
 На дом можно предложить написать эссе «Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и победит» .
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»